Лыжный туризм
1. Содержание соревнований
1.1. Соревнования по технике лыжного туризма могут быть командными, лично-командными и личными.
1.2. Соревнования заключается в прохождении дистанций, включающих в себя естественные препятствия для лыжного туризма, а также выполнение спецзаданий.
1.3. Выполнение технических приемов при участии в соревнованиях может быть как в режиме личного и командного прохождения, так и в режиме спасательно-транспортировочных работ.
2. Классификация дистанций соревнований
2.1. Класс дистанции определяется по сложности этапов, оценивающейся в баллах и их количеству согласно таблице 1.
Таблица 1 |
Класс дистанции |
Длинная дистанция |
короткая дистанция |
Личная дистанция |
||||||
кол-во этапов |
протяженность (км) |
сумма баллов |
кол-во этапов |
протяженность (км) |
сумма баллов |
кол-во этапов |
протяженность (км) |
сумма баллов |
|
1 |
4-5 |
1-3 |
190 |
3-4 |
до 1 |
50 |
2-4 |
до 1,5 |
75 |
2 |
5-7 |
2-5 |
400 |
4-5 |
до 1 |
200 |
3-6 |
до 2 |
125 |
3 |
6-9 |
3-8 |
600 |
5-7 |
до 1 |
450 |
5-7 |
до 3 |
200 |
4 |
7-10 |
6-10 |
900 |
6-8 |
до 2 |
700 |
6-8 |
до 5 |
400 |
5 |
8-12 |
8-13 |
1200 |
7-10 |
до 3 |
900 |
7-10 |
до 7 |
600 |
Дистанции соревнований делятся на пять классов в зависимости от количества этапов, протяженности и бальности дистанции, что, в свою очередь, определяется технической сложностью, количеством реальных препятствий и спецзаданий, включенных в дистанцию соревнований, а также в зависимости от степени участия команды в навеске и оборудовании этапа при его прохождении.
2.2. Оценка этапов производится исходя из:
- тактической и технической сложности <Т> (в баллах);
- физической сложности <Ф> (в баллах);
- степени реальности <Р> - коэффициент;
- степени автономности работы <А> - коэффициент;
- условий прохождения этапа в режиме спасательных работ (с пострадавшим) <П> - коэффициент.
Оценка этапа в баллах будет равна:
(Т+Ф) х Р х А х П.
Указанный подсчет справедлив при соблюдении зачетной протяженности этапов (таблица 2).
Таблица 2 |
Препятствия |
Зачетная протяженность по классам дистанций (м) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Переправа |
8-10 |
12-15 |
16-20 |
25-30 |
35-40 |
Сложный рельеф (подъем, спуск, траверс), в м: |
|
||||
- на лыжах |
6-8 |
10-12 |
12-15 |
15-20 |
20-25 |
- на кошках |
- |
8-10 |
10-12 |
12-15 |
15-20 |
Примечание:
а) при определении зачетной протяженности этапа "Переправа по бревну" (расстояние между опорами перил) вводится коэффициент - 0,5.
б) в случае снижения или увеличения протяженности этапа относительно зачетной, к баллам за физическую сложность этапа вводится коэффициент:
Kф = Lф / Lз, где
Lф - протяженность фактическая;
Lз - протяженность зачетная.
2.2.1. Тактическая и техническая сложность - <Т>
- этап не требует специальных знаний - 25 баллов;
- требуются простейшие знания и навыки в технике страховки, индивидуальные навыки для преодоления данного препятствия - 50 баллов;
- требуется владение набором стандартных приемов страховки, самостраховки, тактических схем прохождения - 75 баллов;
- требуется владение в полном объеме средствами и приемами техники прохождения и страховки на данном типе препятствий. Есть необходимость выработки тактики прохождения самостоятельно - 100 баллов.
2.2.2. Физическая сложность - <Ф>
- этап не требует общей физической подготовки - 0 баллов;
- требования на уровне ОФП - 25 баллов;
- требования на уровне СФП - 50 баллов;
- нагрузки высокие, доступные хорошо подготовленному спортсмену - 75 баллов;
- предельно высокие нагрузки, требующие полного напряжения моральных и физических сил спортсмена - 100 баллов.
2.2.3. Степень реальности этапа - <Р>
- этап ставится на реальном препятствии, параметры и условия этапа соответствуют действительности: реальная опасная зона; крутизна склонов; глубина оврага (каньона) - 1;
- этап ставится на реальном препятствии, но параметры не соответствуют условиям, т.е. опасная зона, крутизна склонов и т.п. - условные - 0,8;
- реальное препятствие отсутствует, этап ставится полностью на условном рельефе - 0,5.
Примечание:
Оценка тактической и технической сложности, степени реальности этапа и требуемой физической подготовки участников для успешного и безаварийного прохождения данного технического этапа (п.п. 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3) проводится начальником дистанции совместно с инспектором дистанции, а для дистанции 5 класса и представителем МКК России. По результатам оценки составляется совместный протокол.
2.2.4. Автономность работы участников - <А>
- полная автономность, полное самонаведение и отработка этапа - 1. При этом наличие судейских петель, неразъемных карабинов, повешенных в целях сохранения экологии окружающей среды, а также наличие верхней судейской страховки не снижает автономности работы участников;
- наличие судейского оборудованного этапа: точки промежуточного крепления перил и страховки, подводные и накопительные перила и прочее - 0,8;
- частичное использование судейского снаряжения на этапе (перила, страховка и другое снаряжение) - 0,5;
- участники проходят полностью подготовленный судьями этап - 0,3.
2.2.5. Режим спасработ - <П>
- прохождение с пострадавшим - 1,2-1,5;
При этом коэффициент определяется в зависимости от технической сложности этапа.
- прохождение без пострадавшего - 1.
2.3. При определении суммарной сложности дистанции добавляются баллы за протяженность дистанции <Д>, где 1 км оценивается в 20 баллов.
При этом, если движение осуществляется по карте (ориентирование) на баллы за протяженность вводится коэффициент - 1,2.
В результате сумма баллов за всю дистанцию определяется:
Σ = (Т+Ф) х Р х П всех этапов + Д х К.
3. Проведение соревнований
3.1. Наименование этапов, их последовательность и характер прохождения этапов задаются в Положении о соревнованиях или в Условиях прохождения дистанции. Выполнение "Условий..." является обязательным для зачета прохождения этапа (дистанции).
3.2. На дистанциях 4-5 классов целесообразно проводить классификационные соревнования с целью деления участников на две группы. Деление на две группы делается для определения порядка стартовой жеребьевки или для пропуска слабых команд по облегченной (укороченной) дистанции следующих видов соревнований. Допускается проводить разделение команд на группы по оформленной спортивной квалификации участников.
3.3. Прохождение дистанции (этапов) допускается как с заявкой тактики прохождения, так и свободное (без заявки тактики).
3.4. Для обеспечения прохождения командой готовящейся дистанции соревнований в Положении должен быть указан список специального снаряжения, которое необходимо иметь команде.
4. Основные принципы определения результатов
4.1. Результат прохождения дистанции может определяться:
- временем прохождения дистанции;
- суммой штрафных баллов и временем прохождения дистанции;
- суммой штрафных баллов и временем прохождения этапов.
При этом, для того, чтобы произвести дифференциацию значимости одного балла штрафа относительно времени прохождения дистанции (этапов), можно 1 балл штрафа приравнять к определенному времени или определенному % времени прохождения. И в соответствии с этим результат может определяться:
Р = Т х (1+Ш/100), где:
Т - время прохождения дистанции (или сумма времени прохождения этапов);
Ш - сумма штрафных баллов.
4.2. Место, после прохождения дистанции, определяется по результату прохождения. При равенстве результатов предпочтение отдается команде (участнику), имеющей меньше штрафных баллов, а в случае их равенства - стартовавшей ранее. Команды (участники), не прошедшие один или несколько этапов, занимают места после команд (участников), прошедших большее число этапов.
4.3. Определение результатов команд (участников) на отдельно выполняемых этапах оговаривается в Положении (например, классификационные этапы).
4.4. Общий результат команд по всем дистанциям соревнований определяется по сумме мест, занятых на отдельных дистанциях. При равенстве суммы мест предпочтение отдается команде, имеющей лучшее место на дистанции, оговоренной в Положении или Условиях. Допускается, оговорив это в Положении, при суммировании мест вводить коэффициенты, учитывающие сложность и значимость отдельных дистанций.
4.5. Команды, не имеющие зачета в какой-либо дистанции, в общем зачете занимают место после команд, имеющих более полный зачет, если в Положении не оговорен другой порядок.
Примечание:
Конкретные условия прохождения этапов, возможное контрольное время на этапах и дистанции соревнований устанавливаются начальником дистанции и утверждаются главным судьей соревнований исходя из конкретных условий проведения соревнований (рельефа местности, времени проведения, количества команд и прочих условий) и обеспечения безопасности прохождения дистанции, которые оговариваются в Условиях соревнований. При этом целесообразно использовать:
- "Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма (прохождение технических этапов)", опубликованное в информационном вестнике "Путник" №4, 1996г.
- таблицу штрафов по лыжному туристскому многоборью (таблица 3).
Таблица 3 |
№ п/п |
Ошибка |
Штраф * |
Разъяснение |
Примечание |
1. |
Незамуфтованный карабин |
1 |
Замуфтованный карабин обязателен к применению в целях страховки |
Безопасность! |
2. |
Потеря снаряжения (за единицу), при условии, что команда не смогла достать самостоятельно, без нарушения Правил соревновании или Условий. Также оставленное на этапе после завершения его прохождения. |
1 |
Снаряжение (или часть) в соответствии с перечнем необходимого. Не распространяется на основную веревку, рюкзак и контрольный груз. |
|
3. |
Одиночное касание рельефа в опасной зоне; заступ в опасную зону |
1 |
Без использования опоры. |
|
4. |
Работа без рукавиц |
3 |
Замена их шапкой, рукавами или другими предметами - штрафуется. |
Безопасность! |
5. |
Неправильно завязан узел |
3 |
Отсутствие контрольного, неправильное применение узла. |
Безопасность! |
6. |
Неправильное выполнение приема |
3 |
Смотри руководство для судей и участников соревнований по технике лыжного туризма. |
Безопасность! |
7. |
Падение - потеря устойчивости участника, приведшая к касанию склона частью туловища или любым участком конечности помимо подошв ботинок (лыж); падение с самозадержанием на склоне |
3 |
На этапах, не требующих для прохождения страховки, самостраховки. |
|
8. |
Неправильная страховка (самостраховка) - страховка, которая не может обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего |
3 |
Страховка выполнена с нарушениями: угол страховки > 90° страховка одной рукой; руки вплотную к точке страховки; несоответствие длины самостраховки; неправильное положение страховочной веревки страхующих; провис страхующей веревки ниже ступни страхуемого и т.п. |
Безопасность! |
9. |
Остановка вне зоны торможения; выход за разметку этапа; пропуск ворот при слаломном спуске |
3 |
|
|
10. |
Оказание помощи пострадавшим; неосторожная транспортировка пострадавшего, приведшая к касанию травмированным (больным) участком тела склона |
3 |
Действие пострадавшего не соответствует обусловленной травме. Непосредственные касания, удары пострадавшего о рельеф. |
|
11. |
Перегрузка перил, страховки, а также отсутствие или временное прекращение страховки, самостраховки |
6 |
Нахождение на одинарной веревки более одного участника. Потеря страховки при условии ее немедленного восстановления, пропуск промежуточной страховки. |
Безопасность! |
12. |
Участник начал движение по лавиноопасному участку неподготовленным (не распущена лавинная лента, не предупрежден наблюдатель и пр.) |
6 |
|
Безопасность! |
13. |
Потеря основной веревки, рюкзака |
10 |
Основная веревка более 10 м, а также обрыв не во время движения по веревке |
|
14. |
Использование опоры за ограничением |
10 |
Использование опоры за ограничительной линией для движения или восстановления равновесия. |
|
15. |
Не выставлен наблюдатель при преодолении лавиноопасного участка; либо двое на лавиноопасном участке; попадание участника в "лавину" |
10 |
Нарушение правил безопасности при преодолении лавиноопасного участка |
|
16. |
Наезд на участника при спуске |
10 |
Следующий участник не смог затормозить и коснулся предыдущего участника |
Безопасность! |
17. |
Нагружение судейской страховки |
10 |
|
|
18. |
Непрохождение этапа участником (за каждого) |
15 |
|
|
19. |
Срыв с повисанием на судейской веревке (страховке) |
снятие с этапа |
Потеря устойчивости участником, приведшая к нагружению судейской веревки |
|
20. |
Выход за ограничение и продолжение движения |
снятие с этапа |
Выход и движение участника вне зоны маршрута |
|
21. |
Потеря каски, контрольного груза |
снятие с этапа |
При невозможности немедленного одевания каски или подбора контрольного груза без нарушения Правил или Условий |
Безопасность! |
22. |
Невыполнение условий этапа |
снятие с этапа |
|
|
23. |
Невыполнение требований судьи по обеспечению безопасности. |
снятие с этапа |
Снятие после третьего предупреждения! |
|
24. |
Невыполнение условий дистанции |
снятие с дист. |
Движение не на лыжах; сход с маркировки и другие нарушения. |
|
* за каждое нарушение |
Источник: «Русский Турист»